• Kazbad
  • Блог
  • Технология производства кремов

Технология производства кремов

8 октября 2020

Производители косметикиТехнология производства косметических средств состоит из стадий, направленных на формирование потребительских свойств готового продукта.

От правильно подобранной рецептуры и последовательности технологических операций во многом зависит качество косметических кремов. Технологический процесс производства косметической продукции обусловливается техническим документом производства — технологическим регламентом, в котором определяются последовательность операций, технологические параметры, влияющие на качество (скорость и время перемешивания, температура, давление и Т.Д.).

Современное производство косметических кремов состоит из подготовительного, варочного и фасовочного отделений.

В подготовительном отделении проводят следующие операции:

  • подготовка сырья, т.е. осуществляют входной контроль сырья (определяют его внешний вид, запах и цвет; удаляют примеси и другие посторонние загрязнения);
  • плавление и разогрев твердых компонентов косметических кремов (парафина, стеарина, церезина, высокомолекулярных спиртов, восков и др.);
  • приготовление жировой основы крема;
  • приготовление дистиллированной воды (дистилляцию осуществляют в дистилляционном аппарате);
  • приготовление водных растворов водорастворимых компонентов (едкого калия, буры, поваренной соли, растворов кислот и др.);
  • хранение определенного запаса сырья и вспомогательных материалов.

В варочном отделении проводят: перемешивание водной и жировой фаз крема; варку крема; эмульгирование крема; охлаждение и парфюмирование крема; введение биологически активных добавок и других термонеустойчивых полезных компонентов.

В фасовочном отделении подготавливают тару, упаковочные материалы, фасуют и упаковывают кремы.

В завершение производственного процесса кремы отправляют на склад готовой продукции.

Из перечисленных операций наиболее важными, определяющими стабильность, срок годности и другие характеристики кремов, являются приготовление жировой основы и эмульсии (перемешивание жировой и водной фаз и эмульгирование). Приготовление жировой основы начинается с предварительной подготовки жирового и жироподобного сырья. Так, стеарин, парафин, гидрированные жиры и другие виды твердого сырья, входящие в рецептуру кремов, плавят в плавильных котлах при температуре плавления. Затем эти продукты по обогреваемым трубопроводам с помощью вакуума засасываются в сборники. Расплавленное сырье по заданной рецептуре из сборников поступает в емкость, установленную на весах. Взвешенные компоненты жировой основы насосом подаются в аппарат с мешалкой, где и происходит приготовление жировой основы крема. Готовая жировая основа (жировая фаза крема) насосом направляется в варочное отделение в основной реактор для приготовления крема.

Жидкие жировые компоненты (например, растительные масла) поступают со склада в мерники. Затем после взвешивания (согласно рецептуре) они направляются в основной реактор, где готовят крем.

Второй компонент эмульсии — водный — также готовят отдельно: в водной фазе растворяют водорастворимые вещества. Для облегчения растворения жидкости обычно нагревают до температуры жировой фазы.

В основном реакторе (варочном котле) готовят крем: перемешивают жировую и водную фазы крема, проводят его варку и эмульгирование. Процесс перемешивания и варки крема проводят при температуре 70—75 °С (для более густых кремов при температуре 80—90 °С). Температура создается за счет циркуляции горячей воды в рубашке реактора. Перемешивание проводят с помощью мешалок различного типа. Для приготовления устойчивых эмульсий, в частности эмульсионных кремов, в состав которых входит до 88—92% воды, необходимо специальное оборудование.

В косметической промышленности применяют два метода эмульгирования: механический (эмульгирование с помощью гомогенизаторов) и ультразвуковой (с помощью гидродинамических преобразователей — ультразвуковых генераторов). Эмульгирование заключается в дроблении жидкости на мельчайшие капли и образовании при этом тонких взвесей. Частицы взвеси получаются почти одного размера (5-50 мкм), а эмульсия становится кинетически устойчивой и длительное время не расслаивается.

Наиболее прогрессивным является ультразвуковой метод. Ультразвуковое поле может создаваться с помощью различных по конструкции гидродинамических преобразователей, генерирующих упругие волны с частотами 20—50 кГц, которые и создают тонкодисперсную систему. Размер частиц дисперсной фазы в обработанной ультразвуком эмульсии уменьшается в 2 раза по сравнению с эмульсиями, полученными механическим способом, и в основном преобладают частицы диаметром до 5 мкм. Кроме того, при использовании ультразвукового поля достигается более равномерное распределение в массе ПАВ, эмульгаторов, БАД, что способствует улучшению косметических свойств крема.

Эмульгирование крема проводят в течение нескольких часов. После этого кремовую массу охлаждают до температуры 40—50 °С, добавляют в нее парфюмерную отдушку, ферменты, экстракты трав и др. При перемешивании масса охлаждается до 20—30 °С за счет циркуляции холодной воды в рубашке реактора.

В процессе эмульгирования, а также тщательного перемешивания в эмульсию попадает воздух, что отрицательно сказывается не только на качестве крема (способствует окислению продукта), но и на устойчивости эмульсии в целом. Поэтому маленькие пузырьки воздуха из кремов удаляют путем вакуумирования. С этой целью в технологических схемах предусматривают дезаэраторы непрерывного действия. После вакуумирования получают качественные эмульсионные кремы, однородные по консистенции.

Существует несколько способов получения кремов: стандартный и низкотемпературный.

Стандартный способ получения эмульсий (кремов), так называемый «горячий/горячий» метод, рассмотрен выше, но этот способ требует высоких тепловых затрат энергии.

Для сокращения расхода энергии и времени получения был разработан низкотемпературный способ. Это метод типа «горячий/го- рячий/холодный», в котором в горячую масляную фазу подмешивают и гомогенизируют либо часть, либо все количество требуемой воды в холодном виде, т.е. при комнатной температуре. Применение ненагретой водной фазы дает возможность сократить процесс охлаждения.

При методе «холодный/холодный» не нагревается ни водная, ни масляная фаза. По этому способу можно в большом количестве за короткий промежуток времени получать жидкие эмульсии типа «масло в воде», но в процессе объединения фаз требуется эффективный гомогенизатор. Кроме того, при методе «холодный/холодный» необходимо обращать внимание на микробиологический статус применяемого сырья, так как при обычных температурах не происходит уничтожение микроорганизмов.

Полученный продукт направляется в лабораторию для исследования на соответствие требованиям НТД. После получения положительных результатов продукцию насосом перекачивают в сборник и подают на фасовку.

Фасование и упаковывание косметических товаров — конечная технологическая операция, влияющая на качество готовой продукции и, прежде всего, на ее сохранность.

Тара — важнейший элемент художественного оформления продукции — определяет потребительские предпочтения, повышает эстетические свойства товара, является носителем маркировки.

При выборе тары для фасовки косметических изделий учитывают консистенцию и вид продукции. В стеклянные флаконы фасуют жидкую косметику — лосьоны, эмульсионные кремы, дезодоранты, в баночки, тубы — кремы. Средства пастообразной консистенции — зубные пасты, крем для бритья и др. — выпускают в тубах, обеспечивающих герметичность укупоривания.

Герметичность — основное требование фасования, так как при потере влаги в процессе хранения продукты могут затвердеть, потерять текучесть, стать непригодными к употреблению. При нарушении герметичности тары косметическое средство подвержено обсеменению микроорганизмами.

Фасование кремообразных препаратов в баночки осуществляется на автоматизированных линиях, состоящих из наполнительной машины, закаточной, машин для наворачивания крышек, укладки баночек в картонные складные футляры, укладки футляров с баночками в коробки и обандероливания их. Затем коробки с кремом поступают на склад готовой продукции.

Производители косметики

Источник: studref.com

 


Вернуться на уровень выше