• Kazbad
  • Блог
  • Что на самом деле означает знак Халал на казахстанской продукции

Что на самом деле означает знак Халал на казахстанской продукции

5 июля 2023

Многомиллиардный рынок

Мировой халал-рынок оценивается в сотни миллиардов долларов и продолжает показывать стабильный рост. Объём продаж продуктов питания "халал" составляет примерно пятую часть от мировой торговли продовольствием.

Это объясняет тот факт, что выпускать продукцию под знаком "халал" стремятся сегодня не только производители из мусульманских стран, но и глобальные бренды, которые активно заходят на быстрорастущий рынок и стараются закрепиться на нём.

Чаще всего понятие "халал" ("дозволенное") используется для обозначения правильно приготовленной и разрешённой мусульманам пищи. Но в последние годы стал заметным рост популярности этих товаров и среди немусульманского населения планеты. Продукты питания, косметические средства, бытовая химия, ряд услуг под знаком "халал" становятся синонимом качества и безопасности.

Дело не только в свинине

Халал-сертификация продуктов питания стала активно развиваться для защиты прежде всего мусульман, которые хотят потреблять продукты без риска нарушить каноны ислама.

По словам Айбека Аташева, стимулом для развития халал-сертификации послужило широкое распространение продуктов, в составе которых содержатся запретные для мусульман ингредиенты, полученные из свинины, крови животных, ГМО. К запрещённым также относят канцерогенные вещества и алкоголь, консерванты, пищевые добавки, ферменты и микроорганизмы не "халал"-происхождения.

Представитель "Халал даму" сообщил также, что стандарты предусматривают гуманное отношение к животным при забое, минимизацию уровня стресса для них, а также максимальное обескровливание. Считается, что эти операции делают мясо менее вредным и токсичным. К забою, по нормам халал, допускаются только здоровые животные.

Кто выдаёт халал-сертификаты

"Халал даму" было создано в октябре 2014 года при Духовном управлении мусульман Казахстана. За это время только через "Халал даму" сертификаты получили свыше 1300 казахстанских предприятий. Среди них производители колбас, муки, кондитерских изделий, напитков, полуфабрикатов, молока, мёда, предприятия общепита (включая фастфуд), птицефермы, скотобойни, мясные магазины, школьные столовые.

Есть в стране ещё несколько компаний, занимающихся выдачей халал-сертификатов казахстанским компаниям.

Не так давно государство в лице Министерства торговли и интеграции Казахстана заинтересовалось этой сферой повышения качества продукции и в 2021 году представило на суд профессиональной общественности 15 стандартов продукции халал. В настоящее время основные положения нормативных документов обсуждают эксперты.

"Правильный подход при выстраивании любой системы сертификации, включая халал, должен начинаться с разработки и принятия стандартов. Только в этом случае выстраивается полноценная цепочка достижения качества, что называется "от поля до вилки". Халал-стандарты устанавливают требования к процессам производства продукции и услуг, помещениям, условиям хранения, дистрибуции", – объяснил Айбек Аташев.

Отечественные агропроизводители (именно они чаще всего интересуются халал-стандартами) стремятся этим требованиям соответствовать.

Поэтому казахстанскую халяльную продукцию уже с удовольствием покупают страны Европейского союза, США, Китай. Заслуженной популярностью пользуются казахстанские продукты в странах Персидского залива, Турции, Ирана, Средней Азии и России. По данным за 2019 год, 30% от общего объёма экспорта казахстанской сельхозпродукции составили товары со знаком "Халал".

По мнению Аташева, в Казахстане халал очень востребован, но система сертификации добровольная. В России, Беларуси, Таджикистане, Узбекистане пока только проявляют интерес к халал-сертификатам. В то же время некоторые исламские страны, такие как ОАЭ и Катар, требуют сертификаты на импортируемые продукты. По прогнозам специалистов, в 2030 году количество потребителей халяльной продукции превысит 2,2 млрд человек.

Принципы халал не просто диктуют, какие ингредиенты могут содержаться в продукте, а какие – нет. Это комплексная структура, где анализируется каждый этап производства, хранения, дистрибьюции. 

Как не нарваться на подделку

Очевидно, что казахстанцев, обращающих внимание на то, что они едят и используют в быту, становится всё больше. Отсюда и растущий интерес к стандартам халал, которые для многих потребителей становятся синонимом качества.

"Множество людей обращаются к нам по социальным сетям, звонят с вопросами о том, действительно ли то или иное предприятие имеет халал-сертификат. Люди и их предпочтения рано или поздно подталкивают производителей соответствовать халал-требованиям ради развития собственного бизнеса", – уверен Айбек Аташев.

Как и в любой отрасли, в стремительно развивающейся халяльной индустрии время от времени выявляют недобросовестных участников рынка. Это, к примеру, сертифицирующие компании, которые выдают сертификаты направо и налево, или производители, которые самостоятельно ставят знак "Халал" на по сути фальсифицированную продукцию. Поэтому эксперты дают несколько рекомендаций, как обезопасить себя от подделок и покупать действительно качественные продукты со знаком "Халал".

Многое зависит от торговой точки, в которой потребители приобретают продукцию. Если это специализированный магазин, продающий только халяльную продукцию, то вероятность подделки намного ниже. В случае рынков и обычных торговых точек следует быть более осторожными. Продажа на грязных мясных прилавках, использование продавцами одних весов для разной продукции сразу вызывает недоверие у искушённых потребителей халяльной продукции.

Немало вопросов вызывает и использование Е-добавок. В настоящее время их количество превышает 1500, время от времени появляются новые. Очень непросто рядовому покупателю понять, какие из них допустимы в "дозволенной" продукции, а какие нет. Поэтому с такими вопросами казахстанцы нередко обращаются в Духовное управление мусульман. Для этого выпускаются справочники и даже мобильные приложения, но единой базы данных разрешённых и запрещённых для халал-продукции добавок нет. Так что пока приходится ориентироваться на эти разрозненные справочники.

Эксперты обращают внимание на то, что халяльная продукция не продаётся на развес и должна располагаться в магазине отдельно от остальных товаров.

Покупателям также нужно обратить внимание на упаковку продукции. На ней обязательно должна быть информация о составе продукта и знак организации, выдавшей сертификат соответствия "Халал". По запросу покупателя должен быть предоставлен сертификат соответствия.

Халал Казахстан

Источник: informburo.kz


Вернуться на уровень выше