• Kazbad
  • Блог
  • Формы международного контрактного производства

Формы международного контрактного производства

30 октября 2020

Сегодня в мировой экономике наблюдается рост контрактного производства. Это во многом обусловлено тем, что контрактное производство следует понимать не только как  модель кооперации предприятий, но  и как  форму международного разделения труда, способ проникновения на внешний рынок, а так же бизнес-модель, при этом контрактные производители занимают различное положение в глобальных цепочках создания добавленной стоимости. В статье рассматривается специфика контрактного производства в условиях международного рынка, а так же различные подходы к определению сущности контрактного производства.

Мировой рынок с каждым днем становится все более конкурентным. Компаниям приходится выбирать стратегии, которые снижают себестоимость продукции, оптимизировать производство, чтобы стать более конкурентоспособными на мировом рынке. В мировой экономике сегодня наблюдается тенденция к рассредоточенному производству с экономией на диверсификации.М. Корбетт отмечает, что, как правило,среднестатистический производитель передает на аутсорсинг 70-80% своих продуктов. Примечательно то, что с течением времени у компаний меняется взгляд на аутсорсинг, сегодня предприятия находятся в поисках внешних поставщиков тех товаров, которые ранее производили сами, при этом на аутсорсинг передаются не только услуги, например, сервисное обслуживание клиентов, но и производственные процессы.

И. Шелухин определяет производственный аутсорсинг, как передачу сторонней организации всех функций производства или части задач, связанных с производством продукции. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что производственный аутсорсинг – это не что иное как контрактное производство (c англ. – contractmanufacturing). В экономической науке нет единого понятия контрактного производства. На наш взгляд контрактное производство имеет ряд отличительных признаков, которые позволяют выделить контрактное производство с одной стороны, как модель аутсорсинга, с другой стороны как одну из стратегий интернационализации, а в реалиях современного рынка еще и как бизнес-модель. Рассмотрим подробнее различные подходы к определению контрактного производства.

Во-первых, контрактное производство – это один из видов аутсорсинга.  При определении контрактинга эксперты UNIDO делают акцент на выполнении технических процессов в соответствии с требованиями заказчика на производственных мощностях другого предприятия,Р. Гриффин определяет контактное производство как процесс привлечения других компаний с целью сокращения объема финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства продукции. С. Пивоваров вводит термин «сопроизводство» для обозначения изготовления комплектного изделия или его компонентов одним из зарубежных партнеров.М. Портер определяет организационное и производственное объединение предприятий, которые связаны общим участием в производстве и продаже одного конечного продукта как вертикальную интеграцию. При этом важно отметить, что на аутсорсинг предприятие заказчик может передавать различный объем услуг – от сборки конечного продукта, до разработки и непосредственно производства.

Несомненно, все определения контактного производства, отражают суть данного процесса аутсорсинга, но на наш взгляд термин «контрактное производство» в условиях мировой экономики может употребляться в гораздо более широком смысле.

Контрактное производство является одним из видов аутсорсинга, соответственно является услугой, которую одно предприятие оказывает другому. Так же следует отметить, что если предприятия связывают друг друга контрактным производством, но последнее становится одним из видов  кооперации. Рассмотрим контрактное производство в международном аспекте.

В условиях мировой экономики контрактное производство становится так же формой международного разделения труда, т.к. в одних странах проводятся научные исследования и разработка продукта (например, США), в других регионах мира непосредственно производится продукт (Мексика, страны Юго-Восточной Азии). Соответственно разделение труда происходит в зависимости от имеющихся в регионе мира ресурсов и стоимости этих ресурсов.

Если мы говорим о международном рынке, то стоит отметить, что UNCTAD определяет контрактное производство как один из видов организации международного производства, несвязанный с участием в капитале (СНУК). В 2010 году на контрактное производство приходилось 50% общего объема СНУК. Действительно, когда компания GAP размещает заказ на пошив изделий в Бангладеш, она не инвестирует в создание производственных мощностей в этой стране, тем не менее, пользуется ресурсами этой страны и создает глобальную цепочку добавленной стоимости.

Контрактное производство является так же и стратегией интернационализации. С одной стороны, контрактный производитель, выполняя заказы для иностранных клиентов, встраивается в его цепочку создания добавленной стоимости, и товары, которые были произведены при его участии, могут продаваться на рынках третьих стран. С другой стороны, контрактное производство является одной из стратегий проникновения иностранных фирм на защищенные рынки.  Данная ситуация характерна когда страна вводит защитные меры для определенных отраслей и ограничивает доступ иностранных компаний к этим рынкам. В таком случае, продукция, изготовленная на производственных мощностях отечественной компании, будет иметь более высокий уровень локализации и может быть допущена на национальный рынок.

Третья сторона контрактного производства связана с непосредственным оперированием компаний на рынке. Контрактное производство – это еще и форма организации бизнеса. Например, компании Foxconn и Flextronics являются ТНК, которые работают как  контрактные производители,  не имеют продуктов, которые продаются под их брендом, 100% объема производства делается под заказ. Таким образом, можно отметить, что некоторые компании «специализируются» на представлении услуг контрактного производителя, и это является их основным бизнесом.

Таким образом, контрактное производство – это бизнес-модель, вид промышленного аутсорсинга, при котором контрактный производитель, принимая на себя обязательства по производству и разработке отдельных компонентов или конечного продукта по спецификации заказчика, встраивается в глобальную цепочку ценностей последнего, и тем самым получает доступ на международный рынок.

Исходя из вышеперечисленных определений, следует сделать вывод, что контрактное производство многогранно, и компании, задействованные в этом процессе, будет отличаться моделью организации бизнес-процессов, объемами услуг, которые они оказывают своим клиентам.  Единой классификации контрактных производителей найти не удается, хотя некоторые авторы приводят классификацию предприятий, основываясь на одном из признаков.

С. Линахан и И. Шиппер  обращают внимание на объем услуг, которые производят контактные производители: одни предприятия оказывают услуги непосредственно производства, другие готовы взять на себя еще и разработку продукта, дизайн, часть научных исследований.

В реалиях международного рынка, можно выделить контрактных производителей, которые оперируют только на национальном рынке и предприятий, которые работают с ТНК. При этом стоит отметить и различный уровень участия контрактных производителей в цепочках создания добавленной стоимости. Одни компании обеспечивают отдельные производственные процессы, другие, как Acer, создают свои собственные цепочки. Стоит понимать, что для одних компаний контрактное производство является основным видом бизнеса, и при этом компания не разрабатывает и не производит собственный продукт, другие используют контрактное производство, как способ получения дополнительной прибыли и загрузки своих производственных мощностей, при этом могут работать как в смежной отрасли, так и в  одной отрасли со своим заказчиком.

Контрактное производство с каждым годом набирает все большие обороты и по мнению экспертов UNIDO выделяется как одна из стратегий построения «глобальной фабрики». Причинами того, что контрактное производство развивается, служит более низкая себестоимость за счет экономии на масштабе, возможности сосредоточится на более прибыльных звеньях для заказчика. Контрактные производители в свою очередь имеют возможность освоить новые технологии, а так же выйти  на международный  рынок.

На наш взгляд, контрактное производство может служить одним из катализаторов развития отраслей, в которых оно имеет место быть. Данное предположение основывается на том, что с одной стороны контрактное производство усиливает специализацию на определенных видах производственных процессах, а с другой стороны усиливает кооперацию между предприятиями. Важно понимать, что если страна специализируется на контрактном производстве, то возникают риски того, что после ухода заказчика, промышленность принимающей страны становится под угрозой. Во избежание подобных случаев, необходимо развивать такое контрактное производство, которое в первую очередь стимулирует развитие отечественной промышленности, развивая внутриотраслевую специализацию, а с другой стороны контрактное производство должно быть конкурентоспособно в мировом масштабе, чтобы обслуживать международные компании.

В целом, подводя итог, следует отметить, что сегодня контрактное производство это не только форма кооперации между промышленными предприятиями с целью снизить издержки, но и форма международного разделения труда, а также способ интернационализации, причем как для контактного производителя, так и для заказчика.

Контрактное производство

Источник: research-journal.org


Вернуться на уровень выше